Как убедить больного следовать рекомендациям врача?

Сегодня в арсенале кардиологов есть самые современные диагностические методики и доказавшие эффективность лекарственные препараты. Однако далеко не всегда усилия врачей приводят к желаемой цели: пациент не лечится так, как ему рекомендовано. На семинаре «Доверяю и следую» эксперты Российского кардиологического общества (РКО) рассказали о том, как выстроить доверительные взаимоотношения с кардиологичес¬кими пациентами и сделать их партнёрами в лечении. «Сегодня пациент находится в оборонительной позиции к официальной медицине, что, безусловно, не способствует созданию доверительных отношений с врачом. И хотя людей, мотивированных на своё здоровье, становится всё больше, в реальной клинической практике мы часто сталкиваемся с некомплаентными пациентами», – обозначила проблему заместитель директора по научной работе НМИЦ им. В.А.Алмазова Минздрава России, вице¬президент РКО, член¬корреспондент РАН Александра Конради. Часто пациенты только декларируют обеспокоенность собственным здоровьем. При этом они не меняют образ жизни, сами корректируют дозировки, принимают препараты нерегулярно. Один из показательных примеров – терапия артериальной гипертензии (АГ). Результативность лечения этого хронического заболевания напрямую зависит от степени комплаентности пациента. Однако на практике цифры далеки от идеала: по данным исследований, 65¬70% пациентов с АГ прекращают приём препаратов уже через год после их назначения. «Низкая приверженность – проблема «лёгких» больных и раннего начала терапии. Когда происходит утяжеление заболевания, тогда мотивация к лечению повышается, но на этом этапе уже сложно решить проблемы катастрофических последствий артериальной гипертензии», – отметила эксперт. «Дорожная карта» контроля заболевания включает в себя не только лекарственную терапию, но и изменение образа жизни, создание мотивации к лечению. Залог успеха заключается в том, чтобы пациент сделал свой выбор сознательно. Многие будут принимать таблетки, если только поймут, зачем это нужно, и будут доверять врачу. «Надо быть предельно честными с пациентами. Человеку психологичес¬ки сложно принять свою болезнь и осознать, что лекарства придётся принимать пожизненно. Врачу не стоит лукавить, что в перспективе он сможет отказаться от таблеток – это скользкий путь. Но и запугивать пациентов не стоит. В каких¬-то случаях это работает, в других может дать обратный эффект – человек просто не захочет лечиться у такого специалиста»; «Выяснение истинных потребностей пациента – высший пилотаж врача. Специалисту важно понять, что хочет человек сохранить, а чего он боится». (А.Конради). «Фиксированные комбинации действительно способствуют повышению приверженности пациентов к терапии. Чем меньше таблеток человек принимает, тем более здоровым он себя ощущает. Пациент трудоспособного возраста, ведущий активный образ жизни, хочет понимать, что лекарства – это не костыли, а возможность стать здоровым человеком, который отличается от других людей только тем, что ему утром нужно принять одну таблетку» (Ф.Коваленко, кардиолог, к.м.н. поликлиника ФМБА, Краснодар) Семинар «Доверяю и следую» состоялся в рамках стартовавшей в 2021 г. одноимённой инициативы компании «Сервье». Врачи познакомились с современным методикам общения с пациентами и в дальнейшем смогут сами обучать коммуникативным навыкам кардиологов и терапевтов на местах.